Top.Mail.Ru

Анастасия Матвеева: проект «Люди как люди»

Анастасия Матвеева выбрала необычную бизнес-идею: она собирает истории о людях, которые бескорыстно помогают другим, не ожидая награды, славы и признания. Проект «Люди как люди» стартовал в конце 2018 – начале 2019 г., в июле 2020 г. была выпущена первая серия авторских ежедневников в рамках проекта. Анастасия рассказала нам о том, как зародился проект, и как он развивается сейчас.

 - Как возникла идея создать проект «Люди как люди» и выпускать авторские ежедневники?

- Все началось с того, что я хотела создать паблик в соцсетях, чтобы рассказывать о каких-то неординарных поступках, рекордах, спортивных достижениях людей. Но быстро стало понятно, что поступок ради поступка – это не интересная история. Поступок ради какой-то цели – вот о чем необходимо писать. Я стала искать истории людей, которые помогают в трудных жизненных ситуациях, решают вопросы экологии, сохранения исторического наследия и т.п. 

Сразу возник вопрос, как представить эти истории? Скажу откровенно, большие интервью никто читать не будет. Идеальным вариантом станет небольшая статья, где в 3 абзацах помещается предыстория, развитие событий, кульминация. По образованию я филолог, так что эта задача мне оказалась по плечу. Так появилось сообщество «Люди как люди» - истории о людях, которые делают этот мир лучше. 

Постепенно я пришла к мысли, что необходимо создать продукт – то, что даст дополнительный способ распространения информации о героях моих историй, и то, что поможет существовать проекту с финансовой точки зрения. Так возникла идея выпускать подарочные ежедневники. К сожалению, не у всех героев я смогла получить согласие на публикацию. Это связано с тем, что кто-то уже ушел из жизни, или проживает за границей, или банально не получилось найти контакты. Первая серия ежедневников содержит имена зарубежных героев – порядка 10 человек, например Джессики Кокс, девушки, родившейся без обеих рук и ставшей пилотом, или Джеймса Харрисона, на основе его уникальной крови была создана вакцина Rho иммуноглобулина. Такие истории очень захватывающие.

 На каждой странице ежедневника размещена небольшая информация о герое, совсем чуть-чуть, чтобы заинтересоваться человеком, и уже по QR-коду перейти на более развернутую статью в соцсетях. Открывает ежедневник история Владислава Тетюхина, «титанового короля», который вложил все свое состояние в строительство уникального лечебно-реабилитационного центра в Нижнем Тагиле. Всего в 1 серию издания вошла 101 история героев современности. 

Сейчас я готовлю макет второй серии и думаю о том, как масштабироваться. Мне уже сложно одной вести дела, и нужны помощники. Как говорят основатели агентства Impress Андрей Рогатин и Артем Никитин, бизнес начинается тогда, когда вы устаете делать все в одиночку. 

- У вас есть статус социального предпринимателя?

Нет. Но у нас есть не менее важные составляющие: социальная значимость и социальная ориентированность проекта. Мы помогаем распространять информацию о героях – и это нужно не только самим героям, многие из них уже нашли свое место в жизни; но и нам самим. Ведь так важно знать, что есть люди, которые делают мир лучше, у которых огромное сердце и желание помочь. Это источник мощнейшей мотивации и вдохновения.
 
Кроме того, мы вовлекаем наших читателей в ту социально-значимую деятельность, о которой рассказываем, например, в эковолонтерство. Хочется, чтобы выпуск ежедневников стал многосерийным. Моя цель – не только вовлечение, информационная поддержка, но и направление финансового ресурса туда, куда это необходимо. Я тесно общаюсь с представителями различных фондов, и через публикации в проекте «Люди как люди» мы помогаем в сборе средств на лечение детей. Мои ежедневники принимали участие в благотворительных лотереях. Хотелось бы финансово помогать фондам на регулярной основе.

- Как привлекали финансовые средства на реализацию проекта? Краудфандинг, например?

- Я пыталась привлечь финансовые средства при помощи краудфандинга, размещала информацию о проекте на ряде онлайн-платформ, объявляла сбор средств под своей проект, но нужного результата мы не достигли. В итоге я вкладывала собственные средства. Сейчас стараемся привлечь всевозможные гранты. Мы подали заявку в Фонд президентских грантов, ждем результат. Недавно «Люди как люди» стали победителями премии «Делай на 100», это очень здорово! В первый раз я подавала заявку в последний момент, ролик не соответствовал всем требованиям, поэтому конкурсный отбор заявка не прошла. Второй раз мы подготовились лучше и вошли в число победителей премии.

- С какими сложностями столкнулись при реализации проекта?

- В меня никто не верил. Мне говорили, что я занимаюсь ерундой, никто не будет читать мои скучные истории, а уж выпуск ежедневника – вообще настоящая глупость, потому что никто не ведет ежедневники! Подливали масла в огонь неудавшаяся краундкампания и единичные случаи непринятия моей идеи со стороны самих героев. Да, такие случаи были. Единичные, но были.   

Со временем отношение к моей работе стало меняться. Обо мне стали много писать местные СМИ, в прямых эфирах проекта стали принимать участие серьезные авторитетные лица. Ну а выход на крупнейшие маркетплейсы и премия «Делай на 100» окончательно сдвинули дело с мертвой точки. Стало понятно, что мой проект – это не однодневка и да, он имеет место быть. И более того — он должен быть:)

Очень сложно оказалось «зайти» в розничную сеть, я связывалась с такими книжными магазинами Саратова, как «Стрелец», «Моя книга», «Читающий Саратов», «Полиграфист», но сотрудничества не вышло. Установленная мной цена показалась излишне высокой. Мне объяснили, что покупательская способность населения упала. С интернет-магазинами также возникли свои сложности. Сотрудничать с поставщиком, у которого всего один вид продукции, не захотели. Потом я узнала, что центр «Мой бизнес» запустил спецпрограмму по выходу на маркетплейсы, и решила попробовать этот вариант реализации своей продукции. Благодаря сотрудничеству с "Мой Бизнес" наша первая поставка крупной партии прошла абсолютно спокойно, хоть и не без ошибок. Тем не менее сейчас продажи идут, и мы будем планировать новые поставки.

- Расскажите поподробней об участии в спецпрограмме по выходу на маркетплейсы. На какой торговой площадке вы представлены?

- На Wildberries. Мне нравится, что теперь все вопросы по доставке товара решает маркетплейс. Условия комиссии и платы за хранение товара нас пока устраивают. Я знаю, что многие недовольны условиями работы на этом маркетплейсе, но я отношусь спокойно к возникающим проблемам. На Wildberries не всегда удобная ценовая политика, но мы подстроились. Надо еще учитывать, что Wildberries может выдать технические проблемы: «падает» сервер, тормозится отчетность. Но все это восстанавливается в течение суток, мне это не критично.

- Вы вошли в число победителей премии «Делай на 100». На что планируете потратить средства?

- Мы решили сотрудничать с агентством Impress, уже составили техническое задание. Будем заниматься продвижением в соцсетях по 2 направлениям: сотрудничество с блогерами и таргетированная реклама. 

Сейчас пришло понимание, что массовые продажи – это не наше. У нас особенная философия, поэтому нам нужен особенный покупатель. Необходимо развивать Instagram- люди обычно узнают о проекте сначала из соцсетей, интересуются, вдохновляются, а затем уже совершают покупку ежедневника на Wildberries. 

- Какой совет дадите начинающим предпринимателям?

- Все говорят: не бойтесь. А я скажу: бойтесь! Бойтесь, ибо нет ничего приятнее исчезающего страха. Когда ты преодолел все препятствия, у тебя все получилось, вот тогда испытываешь чувство удовлетворения. Страх – это движущая сила. 

А второй мой совет: работайте не только ради прибыли. Не все в этой жизни измеряется деньгами. Начинайте проекты, которые несут определенную смысловую нагрузку, социальную значимость, пользу себе и окружающим. Начинайте проекты, которые изменят жизнь к лучшему.

Контакты нашего центра

Бизнес-инкубатор
Саратовской области

Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Краевая, 85

Телефон/факс: 8 (8452) 24-54-78

Горячая линия: 8 (800) 301-43-64

Для прохода на территорию Центра посетителю необходимо предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт, водительские права или другое).